понедельник, 22 ноября 2010
На последней супервизии была выражена одна мысль. Она заключалась в следующем: "Важно сперва удовлетворить насущную потребность клиента, особенно если она вопит о своей насущности, а уж потом переходить к собственно главной "проблеме", к сути".
Собственно тема была в том, что клиент жаждет внимания, находясь постоянно в точке внутреннего ребенка. И целью первой консультации было дать ему это внимание. Тут были актуальны прикосновения, тактильные контакты консультанта с клиентом (один из консультантов гладил его по голове, держал за руку).
читать дальшеМеня дергало всю дорогу то, что за всю консультацию клиенту не было обозначено то, что он живет в позиции ребенка. Все его потребности идут из точки нереализованной жажды любви и тепла, что растет разумеется из трудного детства. Вначале я подумала: "Ну ладно, может быть действительно я слишком сурова и хочу сразу по лбу выдать ему эту новость". Но потом было озвучено, что клиент уже не первый раз обращается за помощью, что его уже неоднократно "гладили по голове и качали на ручках", и вообще, у него психотип истероидный, а у них это базовая травма...
Также было обсуждено, что да, таким клиентам вредно МНОГО оказывать внимание и смаковать его, потому что они никогда не наедятся им. Точно. Но все равно, меня не покидало чувство раздражения от того, что происходит и я его хочу сформулировать.
Я верю, нет, я знаю, что человек, вне зависимости от того, какого он психотипа, может жить в трех состояниях. Это лишь для примера, поскольку эти состояния уж точно всем известны. Это Ребенок, Родитель и Взрослый. Самым "здоровым" для человека старше "подростка" я искренне считаю Взрослого, а остальные два неадекватны реальности всегда. Но, либо человек их сознательно использует для своих целей, что бывает очень к месту и полезно всем участникам процесса, либо он впадает в них бессознательно и тогда его результаты могут быть мягко говоря "разными". Уже не первый раз я вижу, как разными средствами и с очень благими намерениями поощряется детская позиция клиента. Обьяснения могут быть очень разными - "чтобы дать насущное, а уж потом..", "чтобы сохранить контакт, а уж потом.." и так далее. Я не говорю, что это неправильно, я говорю, что мне лично, как консультанту это претит. Это вступает в прямой конфликт с моими представлениями о том, как можно помочь и что на самом деле является помощью.
У меня на консультациях иногда плачут, беснуются, требуют, кокетничают, злятся.. И я вижу, что клиент в детской позиции. Если требуется поддержать, присоединиться к боли клиента, если целительным будет сочувствие - я это делаю, всегда и с полной отдачей. Но где то внутри у меня всегда есть таймер, и я понимаю, когда это нужно делать пять минут, а когда - полчаса. На стадии исповеди, когда клиент выдает тему, в самом начале, у него есть время и пространство вкупе с моим вниманием, пониманием и поддержкой для того, чтобы выразить свои потребности и даже удовлетворить их. Но я очень ценю время клиента, я прекрасно знаю, что те люди, которые плачут у меня первый раз (то есть до меня они на эту тему не плакали ни перед родственниками, ни перед друзьями, ни сами с собой) - единороги. Их реально мало. И тогда я всеми руками и ногами поддерживаю идею о том, что первая консультация может быть употреблена на внимание и поддержку. Но, подавляющее большинство людей приходят с готовым мотивом приобрести еще одного слушателя, сочувствующего и поддерживающего его потребности. И тогда, кстати, как и в случае на супервизии, его слова оказываются неважным фоном, и всем без исключения консультантам было трудно их воспринимать.
Помощь в моем понимании - в том числе указать клиенту на то, в какой позиции он живет и что он может реально получить от этой позиции. Как сочетается его вербальный запрос в жизни с его невербальным посылом в мир. Привести в адекватное состояние - вот помощь. Часто ни советы ему мои не нужны, ни ценные указания. Я знаю, что взрослый человек, находясь во взрослой позиции способен справиться с любой ситуацией в своей жизни, найти выход и удовлетворить свои потребности. Когда начинается "взрослый разговор". И именно из взрослой позиции идет работа со своими детскими травмами. Появляется шанс быть осознанным, когда внутреннюю власть берет искалеченный или испорченный Ребенок.
Кто-то скажет, что у меня Родительская позиция по отношению к клиенту. Крайне редко. Иногда требуется "дать пиздюлей", и тогда может быть Родитель. Но в большинстве случаев я стремлюсь "вытянуть" своей Взрослой позицией на равный уровень. Человек, если его не поощрять в его "детскости" очень быстро (чаще всего) перестает в это играть. Я ему говорю: "Ты уйдешь отсюда и у тебя есть масса возможностей и дальше продолжать быть маленьким, больным и несчастным. Все твои родные и близкие уже натренированы тебя так воспринимать и ты всегда можешь вернуться к этому. Но тут у нас особое пространство, в котором у тебя есть возможность увидеть всю схему со стороны, оценить ее трезво, взвесить все за и против и попробовать осознанно выбрать! Ты - хозяин всем своим состояниям и ты точно способен с ними работать и использовать их в своей жизни". Этот месседж центральный. А дальше мы говорим, устраиваем показательные игры, процессы, используем техники, вообщем делаем все то, что делают в психологической консультации.
Это - моя позиция. И да, многим она кажется циничной и жестокой. Но я считаю, что если ты пришел разбираться, да еще и платишь за это - давай разбираться. А если нужно от души поплакать еще разок, это возможно будет твоим домашним заданием с обязательными комментариями как именно ты будешь это делать, чтобы это было для тебя полезно.
Напоследок еще раз оговорюсь, что люди с потерей в стадии переживания горя нуждаются в другом подходе и с ними я работаю совсем иначе. Это - особый случай.
@темы:
рабочий кабинет,
размышлизмы
спасибо за пост.
У таких людей (клиентов, в позиции "Ребёнок") барьер против "нравоучений",и им хоть кол на голове теши, они конечно всё выслушают, но вот услышат ли?..ведь они склонны путать Родителя и Взрослого, а Родитель для них часто Враг №1 и всё, что исходит якобы от него, доходит до сознания Клиента через такой себе "испорченный телефон". С другой стороны, если общаться с клиентом в позиции "Ребёнок - Ребёнок", то потом надо ещё вовремя из этой роли выйти...я не психотерапевт, просто досужие размышления на тему
А насчет тебя и примера. Я лично в таких ситуациях с друзьями решаю сама - хочу я сейчас быть мамочкой или нет. И поступаю соответственно. даже если приходится подругу или друга послать в жесткой форме, или наоборот - сажусь и жалею. Но я с друзьями не психолог! Я с ними дружу, это важно.