Кто жизнь свою полюбит страстно, Тот век свой ярко проживет! Не удовольствия опасны! Опасно все наоборот...
Отрывок главы 2. Ясность и иллюзии
Живой или мертвый?
Главным качеством живого существа можно считать его способность живо реагировать на то, что с ним происходит. Животные, в силу своего развития, обладают этим качеством безусловно. Они всегда спонтанны. Они всегда в «здесь и сейчас». Больно – они «плачут», весело – они играют, страшно – они нападают или убегают. Им не свойственно «думать» в том виде, в каком это свойственно нам. Маленькие дети тоже напоминают животных, потому что они точно так же спонтанны. Ребенок очень быстро меняет настроение. Горе мгновенно сменяется смехом. Только вчера я наблюдала ситуацию, когда годовалый сын моей подруги, только только научившийся ходить, шел по скамье и внезапно упал с нее на пол. Конечно, ему было страшно и больно, он тут же разразился громким плачем. У него даже кровь немножко покапала, потому что, падая, он поцарапал себе подбородок. Мы тут же кинулись ему на помощь, приложили к ранке ватку с перекисью. И не прошло и минуты, как он уже смеялся, потому что кто-то стал в качестве утешения показывать ему смешные рожицы. Через две минуты он уже замозабвенно терзал кусок сыра и выглядел очень серьезным. А мы, взрослые люди, еще очень долго переживали за него, вспоминали его падение. Так мы и живем, «зависая» в ситуациях, «застревая» в переживаниях, в отношениях. А жизнь все время движется. И ни на минуту не останавливается. В каждый миг она предлагает нам новые события, новые переживания, но мы часто не замечаем и сотой доли от этого. Автоматизм, о котором я упоминала раньше, сопровождает взрослого человека во всем. Ну, или почти во всем. Случаи, когда мы можем быть по-настоящему «живыми», происходят с возрастом все реже и реже. Старость так пугает людей, потому что она ведет к смерти. Но дело в том, что большинство людей уже «мертвы».
Реальность, с которой можно встретиться только при условии нахождения в настоящем, при умении ясно видеть, богата на впечатления. Но, если мы фантазируем, и делаем это постоянно, «теряя сознание», то иллюзии делают нас «мертвыми». В любой фантазии всегда есть сюжет, сценарий. В любой сказке всегда есть четкая линия, которая не может измениться внезапно без нашей на то воли. Когда мы фантазируем, мы всегда «знаем», «куда» мы хотим прийти. У нас есть сюжет. Если речь идет о прошлом, то там сюжет есть по факту, потому что прошлое уже случилось. В случае с будущим, мы сами придумываем себе сюжет. Правда в большинстве случаев и здесь мы не оригинальны, мы берем «старые» сюжеты и немного их переделываем. Но суть их остается прежней. С настоящим сложнее. Когда мы находимся в «здесь и сейчас», мы не можем предугадать что произойдет в следующий миг. Не потому, что глупы, а потому, что на это нет времени! Сознание занято наблюдением этой секунды, и через мгновение приходит следующая и сознанию снова есть чем заняться. Когда мы предугадываем события, или сравниваем их с тем, что было когда-то, мы снова погружаемся в автоматизм. И снова мы «мертвы». Но ради чего? Все очень просто, мы делаем это ради контроля, ради власти, пусть иллюзорной, но власти над сущим, на своей жизнью, над окружающими людьми. Это позволяет нам укрепиться в недоверии. О нем речь пойдет чуть позже.
Конечно, не стоит быть категоричными, и пренебрегать способностью сознания фантазировать и пользоваться опытом. Опираясь на опыт, на картину мира, можно избежать опасных ситуаций, можно привлечь на свой путь позитивные события. Но во всем хороша мера. Чем больше в жизни «живых» моментов, чем чаще мы находимся в «здесь и сейчас», тем ярче жизнь. И тем меньше нам будет хотеться погружаться в прошлое, или мечтать о будущем. Это – просто вектор движения, способ жить в реальности. А ведь единственное, что есть у человека настоящего – это реальность. Фантазии живут только в голове, они не имеют «плотного» выражения. Но они могут стать реальностью, если использовать их правильно.
Живой или мертвый?
Главным качеством живого существа можно считать его способность живо реагировать на то, что с ним происходит. Животные, в силу своего развития, обладают этим качеством безусловно. Они всегда спонтанны. Они всегда в «здесь и сейчас». Больно – они «плачут», весело – они играют, страшно – они нападают или убегают. Им не свойственно «думать» в том виде, в каком это свойственно нам. Маленькие дети тоже напоминают животных, потому что они точно так же спонтанны. Ребенок очень быстро меняет настроение. Горе мгновенно сменяется смехом. Только вчера я наблюдала ситуацию, когда годовалый сын моей подруги, только только научившийся ходить, шел по скамье и внезапно упал с нее на пол. Конечно, ему было страшно и больно, он тут же разразился громким плачем. У него даже кровь немножко покапала, потому что, падая, он поцарапал себе подбородок. Мы тут же кинулись ему на помощь, приложили к ранке ватку с перекисью. И не прошло и минуты, как он уже смеялся, потому что кто-то стал в качестве утешения показывать ему смешные рожицы. Через две минуты он уже замозабвенно терзал кусок сыра и выглядел очень серьезным. А мы, взрослые люди, еще очень долго переживали за него, вспоминали его падение. Так мы и живем, «зависая» в ситуациях, «застревая» в переживаниях, в отношениях. А жизнь все время движется. И ни на минуту не останавливается. В каждый миг она предлагает нам новые события, новые переживания, но мы часто не замечаем и сотой доли от этого. Автоматизм, о котором я упоминала раньше, сопровождает взрослого человека во всем. Ну, или почти во всем. Случаи, когда мы можем быть по-настоящему «живыми», происходят с возрастом все реже и реже. Старость так пугает людей, потому что она ведет к смерти. Но дело в том, что большинство людей уже «мертвы».
Реальность, с которой можно встретиться только при условии нахождения в настоящем, при умении ясно видеть, богата на впечатления. Но, если мы фантазируем, и делаем это постоянно, «теряя сознание», то иллюзии делают нас «мертвыми». В любой фантазии всегда есть сюжет, сценарий. В любой сказке всегда есть четкая линия, которая не может измениться внезапно без нашей на то воли. Когда мы фантазируем, мы всегда «знаем», «куда» мы хотим прийти. У нас есть сюжет. Если речь идет о прошлом, то там сюжет есть по факту, потому что прошлое уже случилось. В случае с будущим, мы сами придумываем себе сюжет. Правда в большинстве случаев и здесь мы не оригинальны, мы берем «старые» сюжеты и немного их переделываем. Но суть их остается прежней. С настоящим сложнее. Когда мы находимся в «здесь и сейчас», мы не можем предугадать что произойдет в следующий миг. Не потому, что глупы, а потому, что на это нет времени! Сознание занято наблюдением этой секунды, и через мгновение приходит следующая и сознанию снова есть чем заняться. Когда мы предугадываем события, или сравниваем их с тем, что было когда-то, мы снова погружаемся в автоматизм. И снова мы «мертвы». Но ради чего? Все очень просто, мы делаем это ради контроля, ради власти, пусть иллюзорной, но власти над сущим, на своей жизнью, над окружающими людьми. Это позволяет нам укрепиться в недоверии. О нем речь пойдет чуть позже.
Конечно, не стоит быть категоричными, и пренебрегать способностью сознания фантазировать и пользоваться опытом. Опираясь на опыт, на картину мира, можно избежать опасных ситуаций, можно привлечь на свой путь позитивные события. Но во всем хороша мера. Чем больше в жизни «живых» моментов, чем чаще мы находимся в «здесь и сейчас», тем ярче жизнь. И тем меньше нам будет хотеться погружаться в прошлое, или мечтать о будущем. Это – просто вектор движения, способ жить в реальности. А ведь единственное, что есть у человека настоящего – это реальность. Фантазии живут только в голове, они не имеют «плотного» выражения. Но они могут стать реальностью, если использовать их правильно.
@темы: размышлизмы, вести с полей, книжжка
+100
Как раз думаю над этим. И стараюсь реализовывать.
А вот за это спасибо:
Но ради чего? Все очень просто, мы делаем это ради контроля, ради власти, пусть иллюзорной, но власти над сущим, на своей жизнью, над окружающими людьми. Это позволяет нам укрепиться в недоверии.
Трудно позволить себе не контролировать, отпускать ситуацию. А ведь, опуская ситуацию и позволяя ей идти не накатанной дорожкой, а своим путём, мы получаем новый опыт. Жизнь вообще в любой момент может открыться с новой стороны. И она открывается - если видеть, если давать себе свободу воспринимать, проживать, получать этот новый опыт, а не выбирать безопасные, пройденные и контролируемые дорожки.