воскресенье, 10 января 2010
Почему я так люблю Хауса? Почему этот персонаж меня так восхищает? Я никогда в жизни не встречала в живых настоящих людях ничего подобного и тем не менее, уверена, что в человеке это есть. Может не в каждом, может не в такой степени (мы же имеем дело с кино, а значит неизбежно уткнемся в утрированно-концентрированные картинки), но все же.. И я пыталась сформулировать для себя то, то торкает меня больше всего в Хаусе. Думаю все таки это его честность.
размышлизмы
Именно честность и искренность на мой взгляд стоят на первом месте в его личности. А уж потом это обрастает цинизмом, сарказмом, мизантропией, одиночеством, злобой, несчастьем, болью и даже стебом. Как будто в качестве утешения авторы фильма дают нам понять, что такие гениальные диагностические качества даются Хаусу ценой боли, ценой страданий. Ведь если вспомните, как только ему удалось победить боль (5 сезон) путем поглощения более опасных и более действенных препаратов, он тут же стал ошибаться, потому что стал потакать людям и стал более терпим. А значит, по их логике, нелюбовь к людям, более циничное к ним отношения - и есть секрет его гениальности, а значит - любить людей вредно не только для тебя (приносит разочарования и заставляет совершать ошибки и быть в иллюзиях), но и в конечном итоге для них самих (тут прямая метафора, Хаус то врач!). Ну и получается, что нам говорят "Не бойтесь, вы не станете такой сволочью, если будете здоровы и не будете сливать важность личных отношений и социальных связей, правда и гением не будете. Но это не беда, вон сколько негениев вокруг вас, вы не одиноки!" Одиночество страшнее идиотизма.
Я думала об этом и даже пробовала на практике. Как только начинаешь говорить правду, люди начинают шарахаться. Всем нужна ложь, всем нужна иллюзия. Иллюзия любви, иллюзия добра, привязанности, внимания. И все играют в эту игру. И пока это взаимно, все шито крыто, все довольны. Но мне всегда казалось, что если я вижу то, что это игра, мне не интересно в нее играть. Ведь как только я понимаю секрет фокуса, у меня только два пути - продолжать дурить население, получая дозу внимания и развлекаясь, возвышаясь над другими, либо перестать играть , потому что стало неинтересно - интрига исчезла. Я пробовала оба варианта. В первом случае рано или поздно очень круто огребаешь, потому что любое возвышение, самоутверждение за счет других людей наказуемо, это факт. Одного мотива достаточно, чтобы получить по кумполу от Мироздания. Это не пафос, это - проза жизни. Оно просто так работает, проверено.
Во втором случае становится очень одиноко. Потому что если я не играю в повсеместно распространенную игру, мне нечем заняться, отношаться не с кем.
Вот и получается, что единственная модель абсолютной искренности - это модель одинокого, больного, злобного Хауса, который конечно не врет, а если и врет, то осознанно и отдавая себе отчет в том, зачем, а главное - принимая последствия тотально и без соплей.
Знаете, что я еще заметила? То, что эмоциональность, вернее ее степень, напрямую связана с уровнем, с количеством лжи. Чем больше вранья, чем больше иллюзий, тем сильнее на все реагируешь, тем больнее переживаешь ситуации, тем сильнее страсти, как в одну, так и в другую сторону. И я в очередной раз поразилась мудрости Мироздания, которое предусмотрительно послало на мой путь Сашку, уровень эмоциональности которого в сотни раз ниже изначального моего уровня. Я не к тому, что он гениален, а к тому, что я, притираясь к нему годами, анализируя и находясь в поиске способов его "развести" на чувства, поняла - чем реальнее и честнее я к себе и к нему, тем менее я сама "зашкаливаю". Кто бы знал, насколько сегодня я спокойнее отношусь к тому, что люди такие какие есть и это не плохо, а просто так. Насколько спокойнее я воспринимаю то, что настоящей дружбы (как в кино, ага), на земле очень мало (90 процентов всей "дружбы" - лишь искуссная подделка до первой жопы у кого нибудь из "друзей"), что любовь - не данность свыше, а результат внутренней душевной и личностной работы обоих в паре, что если меньше романтики в мыслях, тем больше ее в реальности... И много чего еще.
Я в очередной раз признаюсь в любви к идее Хауса, к этому явлению. Искренность и честность - ключ к тому, чтобы видеть жизнь такой какая она есть, к тому чтобы меньше испытывать стрессов, к тому чтобы понимать себя и тех, кто рядом. И для этого вовсе не обязательно садиться на викодин, испытывать постоянную боль тела. Ведь это метафора! Доведенный до крайности и измотанный человек всегда немного циничнее и правдивее, чем здоровый, потому что терять нечего. И я ненавижу лицемерие, когда "друг" говорит что он друг, а когда требуется его помощь, сливается. Когда мать говорит, что соскучилась, а разговор неизменно кончается "дай денег", когда мне самой приходится выбирать между тем чтобы сказать правду в лицо кому то близкому, пусть неприятную, но правду, или соврать "во имя", потому что если я скажу правду, я конечно отнесусь к нему уважительно, но это может причинить боль.
Как вообще можно выбрать между любовью к нему и страхом выглядеть недостойно или не вписаться в стереотип "тот кто любит не причиняет боли"? Нет, дорогие мои, у меня твердая убежденность, что если ты уважаешь человека - ты будешь с ним честен, а если ты его дебилом считаешь, ты будешь ему врать, потому что этот дебил может пригодиться, а если он отвернется - уже трудно будет его использовать. И еще я твердо уверена, что Хаус - пример того, что говоря правду можно делать это НЕ ИЗ ДЬЯВОЛА, но ИЗ СИЛЫ. И именно поэтому он не ошибается - он не ради выигрыша правду говорит, а ради правды, потому врать ему невыносимо и во вранье жизнь бессмысленна.
И поэтому мой круг близкого общения мал настолько, что хватит пальцев одной руки чтобы его обозначить, включая дочь и мужа. Со всеми остальными я играю в потребительские игры. И это прекрасно, если осознавать это и не распускать романтические сопли.
@темы:
размышлизмы