Кто жизнь свою полюбит страстно, Тот век свой ярко проживет! Не удовольствия опасны! Опасно все наоборот...
Работая психологом, я сформулировала несколько типов взаимодействий пары "психолог-клиент". Это интересно, ведь если научиться узнавать тот или иной тип, сразу становится понятно - что из этого выйдет. Я обнаружила, что это определяется двумя вещами - запросом клиента и запросом самого психолога.
Все организуется еще задолго до прихода клиента на консультацию. Вернее, задолго до его звонка по телефону с целью записаться на нее. Дело в том, что я подтвердила для себя простую истину - запрос определяет результат. Не важно, что мы делаем сознательно и что думаем обо всем этом, важно - каков был изначальный запрос! Если "хотел, как лучше, а вышло - как всегда" - значит "как всегда" и хотел и нечего себе врать.
Ну вот, если размышлять, получается:
1. Пришел, увидел, победил (с)
Клиент изначально имеет запрос "сделать" психолога. Это очень тонко, ибо даже близко не осознается. Хотя есть такие клиенты, которые ЭТО осознают, и даже очень хорошо. Обычно это люди, которые не сами пришли, а "их привели", или "пригнали". Например, мужчины, которых пригоняют к психологу их жены-мамочки, или жены, которых пригоняют их мужья-папочки. У таких клиентов сразу оборона похлеще Сталинградской, они мотивированы лишь на одно - отстоять свою свободу и реализовать бунт. Это всегда - детская позиция. Но с такими клиентами работать бессмысленно, они не сами пришли. Но будут сидеть всю консультацию, потому что не могут отказать партнеру, ведь он - сильнее и главнее. Такой тип клиента будет также в типе взаимодействия, когда клиент "беглец", а психолог "догоняет".
Другой вариант, когда клиент приходит для того ,чтобы доказать психологу (а в его лице всему миру или маме (далее вариации)), что его Картина Мира (взгляд, решение, правило) - верно и его не нужно менять. Тогда он всеми правдами и неправдами, в зависимости от его характера, психотипа, воспитания будет доказывать. И не сдается он ни при каких условиях. В самом крайнем случае он будет ругаться с психологом, обвинять его в некомпетентности, грозить жалобами и так далее. В самом безобидном варианте - это интеллектуальная игра - "кто кого". Обычно, кстати, психолог оказывается в проигрыше, потому что "эгрегор" не позволяет встать на позицию спорщика или бойца, ведь мы - психологи - "людям помогаем"! Но вот проблема - такие люди не нуждаются в помощи - они нуждаются в самоутверждении, а психолог - способ это получить. Способы, кстати могут быть такими, что комар носу не подточит! Попытка наладить с психологом "свои отношения", например - частая история. "Давай на ты", или "ну мы же с тобой обе женщины (оба мужики) , понимаем что к чему", а еще бывают звонки между консультациями в не обозначенное время по пустякам или поболтать..
Психолог в этом случае - изначально "хочет" быть побежденным или сомневается в своей проф.позиции. Он привлекает (постоянно или иногда) таких клиентов. Ему необходимо, чтобы его прогибали, подвергали сомнению, пытались "взломать" и так далее. Такой клиент - вызов, и если он принят - это провал с самого начала и потеря профессионализма. Если мы, психологи, забываем, что мы работаем по запросу, а не лечим всех, до кого дотянется рука, мы в схватке с таким "немотивированным" клиентом (хотя я не называла бы их немотивированными) - проигрываем, обретая еще большие сомнения в своих позиции и умении.
Правильный ответ: Если клиента "привели" - работы не будет. Максимум что можно сделать - позвать на консультацию того, кто "привел" - это у него проблемы с клиентом. Либо мягко выяснить - а что же кроме "злой мамы" привело клиента к Вам? Есть что-то, ведь он время нашел, деньги тратит, сидит тут и сопротивляется. Если клиент откроется - работа будет. Иначе лучше сразу тактично распрощаться - дешевле будет.
Если клиент хочет что то доказать - он докажет, не сомневайтесь! Невозможно этому помешать. Зеркалить, изначально согласиться с ним - один из шагов к реальной работе. Парадоксальная терапия например, сказала бы так - "ты абсолютно прав! Твоя жизнь потрясающе четко работает, ты очень умен и прозорлив! Я даже не знаю, могу ли я что-то добавить к такой стройной картине мира?" *изображается беспомощность*. Ну и вариантов есть много, если психолог "не играет в игру клиента".
2. "Ну, погоди"
Клиент вроде бы замотивирован на изменения, говорит об этом и даже умоляет помочь. Но как только начинается работа - "бегает" от ответов и от вопросов, виляет, ускользает. Он рассеян, надолго замолкает при "той самой теме", его любимый ответ - "Я не знаю". Его запрос - изначальный - "Я вряд ли изменюсь, у меня не получится, Вы психолог - сделайте что нибудь!". Психолог тут - либо волшебник, либо та самая мама (что тоже самое). А клиент - детеныш, который не способен принимать самостоятельные решения. В самом сухом остатке - это банальная месть той самой маме, которая "раз уж назвалась груздем, пускай теперь и решает, а мы посмотрим". Клиент, даже если психолог играет роль, все равно будет "бегать". Ведь запрос - "а нука измени меня, если сможешь! Аааа, не можешь?!"
Обычно, в отличие от первого случая, такие клиенты - душки, лапочки и даже иногда пытаются флиртовать. На них у психолога обычно "не поднимается рука", "не поворачивается язык", ведь он вписывается в образ "люди, которым мы помогаем".
Психолог в своем запросе несет много чего. Например, жажду власти над клиентом, желание быть авторитетом. С другой стороны, что глубже, есть желание подтвердить (обнаружить еще раз) свою неуверенность. Кроме того, если психолог играет в эту игру - он сам отыгрывает свою детско-родительскую схему, в которой ему точно также охота помстить маме. И он "типа в ее позиции", а в итоге, как всегда в игре "тиран-жертва" очень скоро попадает в ребенка, ибо клиент очень скоро встает в позицию мамы и так ненавязчиво показывает психологу его неспособность что-либо сделать.
Правильный ответ: Не играть в "игру", зеркалить клиенту его позицию и запрос, и может быть что-нибудь получится. Ведь в любом случае, когда Мироздание приводит человека с такой мотивацией к психологу, где то на заднем плане есть запрос "вырасти".
Обычно такие клиенты-беглецы "выбирают" себе в пару таких же психологов и у них долгая и счастливая игра в догонялки, пока одному не надоест. Если психолог удержит свою проф.позицию - вероятность работы или мирного скорого расставания велика.
3. Псевдо-гуманисты или "ты моя мама?"
Клиент приходит поплакаться на судьбинушку. Слить так сказать негативчик. Он плачет, много. Он жалуется на родных и близких, клянет карму, задает кучу вопросов - и все в небеса (психолог тут рядом просто сидит). Просит совета, и вообще много говорит. Стадия исповеди затягивается на всю консультацию. Иногда такой клиент в конце приема встает и внезапно говорит "Вы мне очень помогли, спасибо огромное!". Психолог успел сказать только "здравствуйте" и пару десятков раз "ага" и "что было дальше?". А, еще несколько раз "И...?".
Клиенту не нужны изменения, он не может найти того, кто его будет не только слушать, но и слышать. Порой даже не слышать, а просто уделять внимание. Такой клиент очень резко и негативно реагирует на вмешательство психолога в его исповедь. Если задается "ключевой" вопрос, он воспринимается как "каверзный" или "колюще-режущий". Нельзя! Надо просто слушать и если психолог кивает головой, соглашается - он правильный! Нельзя перечить, перебивать, можно - подавать платочки, наливать чай, гладить по руке и держать за плечо. Все.
Психолог реализует "маму", идеальную, правильную, безмолвную, сотканную из любви и сострадания. Такой психолог обычно имеет много клиентов и все они ходят к нему годами. Кто-то из мистиков сказал, что самый лучший психолог - тот, который дает людям лучшую в мире маму - это правда! Изначально, есть мнение, психология стремилась именно к этому. Особенно после того, как было озвучено - все беды от плохих отношений с матерью (читай от плохих матерей). Саморазвитием, стремлением к просветлению занимаются единицы. Все остальные - сливают негатив, чтобы потом бодро пойти снова его накапливать. Такой психолог, если он осознан - вписывает себя в гуманистическое направление. И работает очень четкой проф.позиции. Это замечательно, если он - осознан! Но проблема в том, что большинство таких психологов обманываются, потому что по итогам консультации они в бешенстве. Их бесит клиент, который не дал им вставить пары слов, их бесит собственная трусость вмешаться и задать те самые вопросы или страх сильных эмоций клиента (собственные якоря). Многие психологи ХОТЯТ идти сами и вести клиента к изменениям, но не могут. Они привлекают клиентов, которые сами все делают, оставляя после себя ощущение что тебя использовали как носовой платок.
Правильный ответ: Сечь границы, после которых исповедь превращается в нытье по четвертому кругу. Сечь границы, которые грубо и настойчиво нарушает клиент тем, что ведет консультацию. Определить для себя - ты здесь для чего? Каково твое мировоззрение и направление в работе? Какова твоя роль в консультации и как она называется? Ну и собственные якоря - в личную терапию, которая для психолога - необходимая часть профессии, между прочим.
4. "Ты психолог и я психолог. Мы с тобой братья"
Клиент сам психолог. Это прекрасно, только если мы пьем кофе за дружеской беседой. Если мы работаем - начинается порой мракобесие. Психолог-клиент все знает, все понимает, во всем разбирается. В первую очередь он начинает щупать психолога на предмет проф.пригодности. Хорошо, если он сам пригоден, но об этом же мы даже не заикаемся! Мы измеряемся по его мерке, его представлениям. И работа даже не начнется до тех пор, пока ты не будешь признан. Порой на это уходит вся консультация. И тогда, в зависимости от способов клиента, мы можем получить один из первых трех типов общения. Если работа начата, то она часто похожа на саперные работы. Клиент не может быть просто клиентом, он сечет - что происходит, что делает психолог, правильно ли он делает. То есть внимание всегда бдит на два процесса - на свой и на не свой.
Психолог привлекает такое для того, чтобы не справиться. Чтобы доказать себе свое неумение или еще раз облажаться перед авторитетом. Даже если у него опыта и знаний больше чем у клиента. Не важно, важен символ авторитета. Психолог на экзамене. Вторым слоем идет игра "я крут и я тебе докажу". Вся работа часто сводится к процессу "у кого длиннее". Это очень утрированно, потому что эти процессы слишком тонки и глубоки. Их трудно заметить даже участникам процесса. Психолог при этом часто не забывает напоминать клиенту, что он клиент. А клиент при этом обижается и начинает мстить. Это - неконструктивная модель, но она происходит часто. Поэтому клиенты-психологи считаются одними из самых трудных. Подобно тому, как врач - самый ужасный пациент.
Правильный ответ: Психолог теряет свою проф.позицию - это ключевая ошибка. Свалиться в свою больную игру "ребенок-родитель" легко, трудно не свалиться. Клиент-психолог один из самых жестоких провокаторов. Сам того не понимая порой. Не важно, что знает клиент - важно что делаешь ты. Ты ведешь консультацию и работаешь над ситуацией клиента или... ? Почаще задавать себе этот вопрос и отвечать на него прямо в процессе работы - полезно и может несколько раз помочь вырулить в нужное русло.
Я скажу так - все эти примеры жестко утрированы, с тем, чтобы показать суть, а еще сформулировать для себя. И это не все типы, но те, что я смогла оформить в первые большие. В жизни бывает по-разному, в смысле в разных вариациях. А также, в динамике консультации, клиент может несколько раз поменять позицию, увлекая за собой психолога. Принято считать, что психолог ведущий, но в реальности, клиент "приходит", поэтому он в дающей позиции. Поэтому, психолог "ведется" не задумываясь, вовлекаясь в игры клиента. Если задачей стоит поиграть - все отлично. Но ведь чаще, психологи думают, что они не хотят играть в это..
Все вышенаписанное - имхо. Мой опыт, мои наблюдения, плюс теоретическая база типов клиентов, которых наблюдали другие психологи до меня.
Все организуется еще задолго до прихода клиента на консультацию. Вернее, задолго до его звонка по телефону с целью записаться на нее. Дело в том, что я подтвердила для себя простую истину - запрос определяет результат. Не важно, что мы делаем сознательно и что думаем обо всем этом, важно - каков был изначальный запрос! Если "хотел, как лучше, а вышло - как всегда" - значит "как всегда" и хотел и нечего себе врать.
Ну вот, если размышлять, получается:
1. Пришел, увидел, победил (с)
Клиент изначально имеет запрос "сделать" психолога. Это очень тонко, ибо даже близко не осознается. Хотя есть такие клиенты, которые ЭТО осознают, и даже очень хорошо. Обычно это люди, которые не сами пришли, а "их привели", или "пригнали". Например, мужчины, которых пригоняют к психологу их жены-мамочки, или жены, которых пригоняют их мужья-папочки. У таких клиентов сразу оборона похлеще Сталинградской, они мотивированы лишь на одно - отстоять свою свободу и реализовать бунт. Это всегда - детская позиция. Но с такими клиентами работать бессмысленно, они не сами пришли. Но будут сидеть всю консультацию, потому что не могут отказать партнеру, ведь он - сильнее и главнее. Такой тип клиента будет также в типе взаимодействия, когда клиент "беглец", а психолог "догоняет".
Другой вариант, когда клиент приходит для того ,чтобы доказать психологу (а в его лице всему миру или маме (далее вариации)), что его Картина Мира (взгляд, решение, правило) - верно и его не нужно менять. Тогда он всеми правдами и неправдами, в зависимости от его характера, психотипа, воспитания будет доказывать. И не сдается он ни при каких условиях. В самом крайнем случае он будет ругаться с психологом, обвинять его в некомпетентности, грозить жалобами и так далее. В самом безобидном варианте - это интеллектуальная игра - "кто кого". Обычно, кстати, психолог оказывается в проигрыше, потому что "эгрегор" не позволяет встать на позицию спорщика или бойца, ведь мы - психологи - "людям помогаем"! Но вот проблема - такие люди не нуждаются в помощи - они нуждаются в самоутверждении, а психолог - способ это получить. Способы, кстати могут быть такими, что комар носу не подточит! Попытка наладить с психологом "свои отношения", например - частая история. "Давай на ты", или "ну мы же с тобой обе женщины (оба мужики) , понимаем что к чему", а еще бывают звонки между консультациями в не обозначенное время по пустякам или поболтать..
Психолог в этом случае - изначально "хочет" быть побежденным или сомневается в своей проф.позиции. Он привлекает (постоянно или иногда) таких клиентов. Ему необходимо, чтобы его прогибали, подвергали сомнению, пытались "взломать" и так далее. Такой клиент - вызов, и если он принят - это провал с самого начала и потеря профессионализма. Если мы, психологи, забываем, что мы работаем по запросу, а не лечим всех, до кого дотянется рука, мы в схватке с таким "немотивированным" клиентом (хотя я не называла бы их немотивированными) - проигрываем, обретая еще большие сомнения в своих позиции и умении.
Правильный ответ: Если клиента "привели" - работы не будет. Максимум что можно сделать - позвать на консультацию того, кто "привел" - это у него проблемы с клиентом. Либо мягко выяснить - а что же кроме "злой мамы" привело клиента к Вам? Есть что-то, ведь он время нашел, деньги тратит, сидит тут и сопротивляется. Если клиент откроется - работа будет. Иначе лучше сразу тактично распрощаться - дешевле будет.
Если клиент хочет что то доказать - он докажет, не сомневайтесь! Невозможно этому помешать. Зеркалить, изначально согласиться с ним - один из шагов к реальной работе. Парадоксальная терапия например, сказала бы так - "ты абсолютно прав! Твоя жизнь потрясающе четко работает, ты очень умен и прозорлив! Я даже не знаю, могу ли я что-то добавить к такой стройной картине мира?" *изображается беспомощность*. Ну и вариантов есть много, если психолог "не играет в игру клиента".
2. "Ну, погоди"
Клиент вроде бы замотивирован на изменения, говорит об этом и даже умоляет помочь. Но как только начинается работа - "бегает" от ответов и от вопросов, виляет, ускользает. Он рассеян, надолго замолкает при "той самой теме", его любимый ответ - "Я не знаю". Его запрос - изначальный - "Я вряд ли изменюсь, у меня не получится, Вы психолог - сделайте что нибудь!". Психолог тут - либо волшебник, либо та самая мама (что тоже самое). А клиент - детеныш, который не способен принимать самостоятельные решения. В самом сухом остатке - это банальная месть той самой маме, которая "раз уж назвалась груздем, пускай теперь и решает, а мы посмотрим". Клиент, даже если психолог играет роль, все равно будет "бегать". Ведь запрос - "а нука измени меня, если сможешь! Аааа, не можешь?!"
Обычно, в отличие от первого случая, такие клиенты - душки, лапочки и даже иногда пытаются флиртовать. На них у психолога обычно "не поднимается рука", "не поворачивается язык", ведь он вписывается в образ "люди, которым мы помогаем".
Психолог в своем запросе несет много чего. Например, жажду власти над клиентом, желание быть авторитетом. С другой стороны, что глубже, есть желание подтвердить (обнаружить еще раз) свою неуверенность. Кроме того, если психолог играет в эту игру - он сам отыгрывает свою детско-родительскую схему, в которой ему точно также охота помстить маме. И он "типа в ее позиции", а в итоге, как всегда в игре "тиран-жертва" очень скоро попадает в ребенка, ибо клиент очень скоро встает в позицию мамы и так ненавязчиво показывает психологу его неспособность что-либо сделать.
Правильный ответ: Не играть в "игру", зеркалить клиенту его позицию и запрос, и может быть что-нибудь получится. Ведь в любом случае, когда Мироздание приводит человека с такой мотивацией к психологу, где то на заднем плане есть запрос "вырасти".
Обычно такие клиенты-беглецы "выбирают" себе в пару таких же психологов и у них долгая и счастливая игра в догонялки, пока одному не надоест. Если психолог удержит свою проф.позицию - вероятность работы или мирного скорого расставания велика.
3. Псевдо-гуманисты или "ты моя мама?"
Клиент приходит поплакаться на судьбинушку. Слить так сказать негативчик. Он плачет, много. Он жалуется на родных и близких, клянет карму, задает кучу вопросов - и все в небеса (психолог тут рядом просто сидит). Просит совета, и вообще много говорит. Стадия исповеди затягивается на всю консультацию. Иногда такой клиент в конце приема встает и внезапно говорит "Вы мне очень помогли, спасибо огромное!". Психолог успел сказать только "здравствуйте" и пару десятков раз "ага" и "что было дальше?". А, еще несколько раз "И...?".
Клиенту не нужны изменения, он не может найти того, кто его будет не только слушать, но и слышать. Порой даже не слышать, а просто уделять внимание. Такой клиент очень резко и негативно реагирует на вмешательство психолога в его исповедь. Если задается "ключевой" вопрос, он воспринимается как "каверзный" или "колюще-режущий". Нельзя! Надо просто слушать и если психолог кивает головой, соглашается - он правильный! Нельзя перечить, перебивать, можно - подавать платочки, наливать чай, гладить по руке и держать за плечо. Все.
Психолог реализует "маму", идеальную, правильную, безмолвную, сотканную из любви и сострадания. Такой психолог обычно имеет много клиентов и все они ходят к нему годами. Кто-то из мистиков сказал, что самый лучший психолог - тот, который дает людям лучшую в мире маму - это правда! Изначально, есть мнение, психология стремилась именно к этому. Особенно после того, как было озвучено - все беды от плохих отношений с матерью (читай от плохих матерей). Саморазвитием, стремлением к просветлению занимаются единицы. Все остальные - сливают негатив, чтобы потом бодро пойти снова его накапливать. Такой психолог, если он осознан - вписывает себя в гуманистическое направление. И работает очень четкой проф.позиции. Это замечательно, если он - осознан! Но проблема в том, что большинство таких психологов обманываются, потому что по итогам консультации они в бешенстве. Их бесит клиент, который не дал им вставить пары слов, их бесит собственная трусость вмешаться и задать те самые вопросы или страх сильных эмоций клиента (собственные якоря). Многие психологи ХОТЯТ идти сами и вести клиента к изменениям, но не могут. Они привлекают клиентов, которые сами все делают, оставляя после себя ощущение что тебя использовали как носовой платок.
Правильный ответ: Сечь границы, после которых исповедь превращается в нытье по четвертому кругу. Сечь границы, которые грубо и настойчиво нарушает клиент тем, что ведет консультацию. Определить для себя - ты здесь для чего? Каково твое мировоззрение и направление в работе? Какова твоя роль в консультации и как она называется? Ну и собственные якоря - в личную терапию, которая для психолога - необходимая часть профессии, между прочим.
4. "Ты психолог и я психолог. Мы с тобой братья"
Клиент сам психолог. Это прекрасно, только если мы пьем кофе за дружеской беседой. Если мы работаем - начинается порой мракобесие. Психолог-клиент все знает, все понимает, во всем разбирается. В первую очередь он начинает щупать психолога на предмет проф.пригодности. Хорошо, если он сам пригоден, но об этом же мы даже не заикаемся! Мы измеряемся по его мерке, его представлениям. И работа даже не начнется до тех пор, пока ты не будешь признан. Порой на это уходит вся консультация. И тогда, в зависимости от способов клиента, мы можем получить один из первых трех типов общения. Если работа начата, то она часто похожа на саперные работы. Клиент не может быть просто клиентом, он сечет - что происходит, что делает психолог, правильно ли он делает. То есть внимание всегда бдит на два процесса - на свой и на не свой.
Психолог привлекает такое для того, чтобы не справиться. Чтобы доказать себе свое неумение или еще раз облажаться перед авторитетом. Даже если у него опыта и знаний больше чем у клиента. Не важно, важен символ авторитета. Психолог на экзамене. Вторым слоем идет игра "я крут и я тебе докажу". Вся работа часто сводится к процессу "у кого длиннее". Это очень утрированно, потому что эти процессы слишком тонки и глубоки. Их трудно заметить даже участникам процесса. Психолог при этом часто не забывает напоминать клиенту, что он клиент. А клиент при этом обижается и начинает мстить. Это - неконструктивная модель, но она происходит часто. Поэтому клиенты-психологи считаются одними из самых трудных. Подобно тому, как врач - самый ужасный пациент.
Правильный ответ: Психолог теряет свою проф.позицию - это ключевая ошибка. Свалиться в свою больную игру "ребенок-родитель" легко, трудно не свалиться. Клиент-психолог один из самых жестоких провокаторов. Сам того не понимая порой. Не важно, что знает клиент - важно что делаешь ты. Ты ведешь консультацию и работаешь над ситуацией клиента или... ? Почаще задавать себе этот вопрос и отвечать на него прямо в процессе работы - полезно и может несколько раз помочь вырулить в нужное русло.
Я скажу так - все эти примеры жестко утрированы, с тем, чтобы показать суть, а еще сформулировать для себя. И это не все типы, но те, что я смогла оформить в первые большие. В жизни бывает по-разному, в смысле в разных вариациях. А также, в динамике консультации, клиент может несколько раз поменять позицию, увлекая за собой психолога. Принято считать, что психолог ведущий, но в реальности, клиент "приходит", поэтому он в дающей позиции. Поэтому, психолог "ведется" не задумываясь, вовлекаясь в игры клиента. Если задачей стоит поиграть - все отлично. Но ведь чаще, психологи думают, что они не хотят играть в это..
Все вышенаписанное - имхо. Мой опыт, мои наблюдения, плюс теоретическая база типов клиентов, которых наблюдали другие психологи до меня.
@темы: рабочий кабинет, размышлизмы
с нами не забалуешь! ))))
а тебе в практике какие больше встречаются?
помогая другим помогаешь себе
спасибо за наблюдения, за чёткость и яркость их изложения)))
*утащу к себе.))
+много)))))))
Зато ко мне пару раз приходили люди с запросом "доктор, отрежьте мне сердце. Задолбало, болит". Приходилось объяснять, что операция нереальна в целом, и что что в частности я - не хирург.