Кто жизнь свою полюбит страстно, Тот век свой ярко проживет! Не удовольствия опасны! Опасно все наоборот...
Раз уж у нас тут теперь так уютненько, то я позволю себе выложить свою курсовую работу, первую, которую в нашем НИИ нам задали пару месяцев назад. Могу сказать одно - такое удовольствие я не получала в процессе обучения никогда, потому что курсовая работа не выглядит как "Курсовая работа". Это рассказ, пост в дневник, размышления, статья, что угодно. только не Курсовая. И именно это и нужно нашим преподавателям! Чтобы человек, студент, говорил прежде всего о себе, себя, и только потом ссылался на авторов, украшая работу длинными цитатами. Поэтому, можно считать этот пост постом, еще одним постом под тэгом "размышлизмы". Может будет интересно.
Курсовая работа
Тема: «Школы в консультировании. Трансактный анализ»
Тынц
Тема данной работы – «Почему на данном этапе я выбрала для глубокого изучения именно трансактный анализ». Самое сложное – начать рассказывать и выстроить последовательное логичное объяснение. Я залезла в интернет и нашла очень простое определение этого направления в психологии, которое попробую разобрать «на атомы» и сделаю я это в вольном порядке, не соблюдая строгой последовательности предложений и абзацев в исходном виде определения…
«Краеугольным камнем трансакционного анализа является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго-состояний, четко отличимых одно от другого» Википедия
С чего все начиналось
Когда-то давно, на занятиях по Таро мы (я и другие «студенты») изучали Старший Аркан Равновесие. Нам предлагалось понять эту карту через описание человека, его внутреннего мира. И тогда я впервые узнала о том, что человек оказывается – сложное существо, в котором «живут» какие-то там субличности. Меня это тут же заинтересовало. Для рассмотрения давались «базовые субличности» (с) – Родитель, Ребенок и Взрослый. Уже сейчас я понимаю, что «то прочтение» теории Э.Берна было довольно «авторским». Ребенок и Родитель еще как-то соответствовали в описании первоисточнику, но Взрослый был совершенно «особенным». Он «отвечал» за высшие мотивы человека, за его духовность и движение на пути эволюции. Но, поскольку, в те времена я была еще очень далека от каких-либо «как надо», была «чистым листом», я приняла это за чистую монету. Что меня вдохновило? Раньше, смотря на себя, на человека вообще, я думала – он как темный ящик, в котором столько всего, и надо быть очень мудрым, чтобы хоть немного разобраться в этом! А разобраться безумно хотелось..
Лирическое отступление
Многие люди живут, ничего не зная ни о психологии, ни об эзотерике. И как-то живут! У них случаются проблемы, они страдают и боятся. И мало кто (а если быть честной, то никто), особенно в моем окружении, говорил о необходимости или потребности обратиться за помощью к специалисту по части своих «тараканов». Не принято было, или страшно, или гордость не позволяла. У меня же с самого детства возникали вопросы. Например, мне хотелось многое изменить, а как – не понятно. Хотелось научиться управлять своей жизнью, а каким образом – тоже не известно. Так вот, началом пути в психологию в моей жизни стал именно курс Таро.
Продолжая разговор о субличностях
Тема «внутренних жителей» позволила хоть немного пролить свет на внутреннее устройство человека. Это было потрясающе! Есть от чего оттолкнуться, начать исследование. Примеряя на себя эту теорию, поверив в нее безоговорочно, я стала наблюдать. Оказалось, что я сама действительно как бы «делюсь» на части. В разных ситуациях во мне просыпается то веселый, пугливый, наивный и доверчивый Ребенок. То, внезапно, я становлюсь строгим, циничным, директивным Родителем, буквально слово в слово повторяя своих реальных родителей. Но иногда, что кстати тогда я в себе замечала реже всего, я становилась спокойной и взвешенной, рассудительной и смотрящей глобально, масштабно. По тем объяснениям это был Взрослый. Я стала замечать такое и в других людях. В своих родителях, например, в друзьях, в авторитетах. Да, я стала «навешивать ярлыки», выражаясь «жаргонным языком». «Это твой внутренний Ребенок сейчас хочет мороженного!». «А почему у тебя такой строгий внутренний Родитель?». Появилась безумно увлекательная игрушка!
Если переместиться во времени в настоящее, то сегодня у меня в арсенале огромное количество «игрушек» во внутренних «жителей». Я играюсь в разбор полетов между «внутренним мужчиной и внутренней женщиной», есть у меня «тот, кто зарабатывает деньги» и «тот, кто строит карьеру», есть «внутренний Ангел» и «внутренний Бес». Их так много, что наберется целое государство! Но это меня не пугает. Наоборот, теперь мне еще проще разобраться в себе, начав «общаться» именно с той своей частью, которая «отвечает» за то или иное мое поведение.
Опять отступление. Оправдательное
Я всю дорогу, уже 10 лет, «изобретаю велосипед». С тех пор, как я узнала о субличностях, я не прочла ни одной книги по трансакционному анализу. Первую из них в руки я взяла всего две недели назад. Но я не жалею, потому что в книгах Берна – база, основа. А то, что я «напридумывала» за эти годы – мое личное путешествие, которое я собираюсь продолжать и дальше! Главное, в чем мне помогает сейчас первоисточник – усилить базу, разобраться в основах, укрепить свое мировоззрение.
Так вот..
Играясь в эту теорию, я сделала ряд открытий, «велосипедного характера». Например то, что внутреннее определяет внешнее. Ну, это уже пришло «эзотерическим путем», но это не важно. Главное – я теперь могу осознанно влиять на внешние события путем «наведения порядка» в своем внутреннем мире. Разговаривая со своими «частями», устраивая им разносы или занимаясь творчеством. И это работает как магия! Стоит помирить внутри у себя «мужчину и женщину», снаружи исчерпывается конфликт между мной и моим партнером. Нужно откровенно и честно «поговорить» со своим внутренним «казначеем», чтобы выяснить чего я боюсь и как мне заработать больше денег. И так во всем!
Сама того не замечая, я провела несколько последних лет, анализируя себя и людей «трансактно». Теперь я по крайней мере знаю, как это называется.
Таро в руках трансактного аналитика
Я особенно горжусь тем, что могу использовать эзотерические знания в синтезе с психологией. Я не зря начала рассказ с темы Таро. Когда мы делаем расклады, мы интересуемся своим состоянием, своим будущим или настоящим, отношением к нам разных людей. Но вот, недавно, мне пришла в голову идея. А почему бы не делать расклады не только на людей «во всей их массе», а на отдельные их внутренние части? И получилось совершенно фантастическая техника! Выясняя лучи миссий внутренних Ребенка, Родителя и Взрослого стало гораздо проще понять человека целиком. И клиенту в таком исследовании гораздо интереснее. Но это еще не все. Делая запросы на Таро в плане отношения к нам другого человека, часто сталкиваешься с тем, что ответ очень общий, обо всем сразу. А если спросить: «Как Васин внутренний Мужчина относится к моей внутренней Женщине?», или «Как Васин внутренний Босс относится к моему внутреннему Боссу?». Это безумно увлекательно и я убедилась в том, что огромному количеству людей так становится яснее и понятнее. Многих людей, ничего не знающих о трансактном анализе, очень увлекает такой подход. Он позволяет создать игровую форму, облегчает разбор проблемы, делая процесс интересным!
«Трансакционный анализ представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека — как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими».
Общение – вот что главное!
Рассматривать под лупой человека очень увлекательно. Но до определенного момента. Рано или поздно становится скучно. Лично для меня это происходит потому, что мне интересен человек не в отрыве от общества, а внутри его. Только общение между людьми обладает неисчерпаемой исследовательской ценностью. Вот он, носитель огромного количества частей идет в мир, встречает другого носителя частей.. И начинается самое интересное – общение, диалог, конфликт, война, любовь, притяжение. Столько вариантов! И понять по каким законам происходит общение, каким образом одни люди находят общий язык, а другие постоянно ссорятся – самое для меня главное. Это дает ключ не только к пониманию, но и к счастью.
Ребенок играет и веселится с Ребенком – одна связь. Родитель отчитывает нашалившего Ребенка – другая связь. Взрослый обсуждает рабочие моменты с другим Взрослым – третья. Когда представляешь это в «голове», то все понятно. И перед глазами реальные дети играют в песочнице. А если это не дети, а два взрослых мужика меряются «лопатками»? Или тот же взрослый мужик килограмм сто живого веса «дергает за косичку соседку» по офисному столу? Помимо того, что это настоящее шоу, которое разыгрывается перед глазами каждый день, это еще простор для анализа своей жизни, своих отношений. И начинаешь видеть себя то пятилетней девочкой, которая забирается на табуретку, чтобы прочесть стишок и получить конфетку (кстати неожиданно обнаружить себя в такой «роли», занимаясь преподавательской деятельностью например). Стоишь в пробке и наблюдаешь, как строгий Родитель инспектора ГИББД грозит пальчиком растерянному и стыдящемуся
Ребенку огромного дальнобойщика.
К чему весь этот анализ? Чем он помогает лично мне? Фиксируя то или иное состояние в себе на «эту секунду», внезапно ловя себя на том или ином проявлении появляется шанс задать себе вопрос – а адекватна ли я ситуации? Ведь если я, читая лекцию студентам, вдруг «падаю» в Ребенка и начинаю как в детстве перед отцом стараться «получить пятерку», то мои студенты почти всегда «поднимаются» в позицию Родителя. А поскольку в моей жизни мой реальный отец не то что не хвалит за успехи, но старается получше «завалить» - нетрудно догадаться какая ситуация начинает разворачиваться у меня на уроке. И это не идет на пользу моему статусу, а значит студенты усвоят материал не так как должно, начиная играть со мной в совершенно неприемлемую игру.
Кстати об играх
Отдельным удовольствием, которое дарит мне это направление стало то, что можно сравнить жизнь с театром. Все люди играют роли, все играют пьесы. И объяснять поведение людей становится лично мне проще и веселее. Своим клиентам на консультациях я незаметно для себя много лет я рассказываю о том, в какие игры они играют со своими партнерами, родителями, с самими собой. И это очень гладко ложится на мое мировоззрение, потому что в такой форме легко используется юмор. Я часто сравниваю жизни и ситуации людей с трагедиями и комедиями Шекспира. Облегчая тем самым серьезность отношения людей к самим себе и к своим проблемам. Сейчас, читая литературу, я удивляюсь тому, как много игр уже описано. Они имеют свои названия, свои правила. И теперь это можно использовать «официально», потому что есть такое направление, ссылаясь на которое можно совершенно твердо и уверенно заявить – «Ты играешь в кошки-мышки! А ты какой кот – персидский толстый и ленивый или Кот-Борис, не слезающий с Китикета?» В моей практике консультирования это работает великолепно! Отельным бонусом является то, что большинство описанных игр имеют свои сценарии, а значит можно заранее прогнозировать развитие событий и обратить на это внимание клиента.
Отталкиваясь от теории про игры, можно развиваться в сотне направлений. Например, костюмы и маски. «Жизнь как карнавал» или «твой личный гардероб». И давать задания себе и клиентам на осознанность, придавая их работе с собой игровой момент. Я всегда привожу в примеры истории из анекдотов, сцены из кино или мультфильмов, сравниваю поведение клиентов с поведением знакомых им с детства персонажей. И это всегда понятно, это всегда попадает в точку. Вот еще одна из причин, по которой я в этом направлении «как рыба в воде», мне в нем очень комфортно. И «моим» клиентам тоже. Ну а потом, когда приходит нужный момент, можно говорить о том, куда ведет этот путь. О том, что игры – часть дороги к близости и о том, как к этой близости прийти. Такое, логическое, внятное объяснение движения человека меня устраивает на все сто!
«Ключевой отправной точкой для развития ТА стал психоанализ, однако ТА как модель приобрёл значительно более общий и масштабный характер. Особенность ТА состоит в том, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы крайне несложны и доступны для всеобщего понимания.»
В завершение отмечу еще раз - особо спасибо этому направлению за простоту и доступность. Понять вышеизложенные вещи может любой человек. Мы все с детства смотрим кино, ходим в театр, разыгрываем сцены. Увидеть это ясным взором, осознать и найти в этом удовольствие, а также изменить свою жизнь при необходимости – доступно каждому. А с другой стороны, со стороны аналитика – ТА дает поле для исследований, нагружая приятной работой сознание. Для меня особым кайфом является и процесс анализа своего поведения и своих сценариев жизни (и клиентов), и процесс объяснения этого людям. Это весело, понятно, близко. Каждая консультация получается яркой, запоминающейся, как мне, так и клиенту. Нет особой терминологии, сложных конструкций. Человек не устает от постоянного вникания в суть, а консультант от попыток «перевести на русский». Я конечно сейчас говорю о себе, потому что именно мне легко использовать термины ТА и описывать ситуацию человеку сквозь эти призмы. И каждый, кто узнает о себе такие вещи с успехом может использовать эти знания в бытовой реальности, примеряя их на своих друзей и близких, делясь с ними своими открытиями.
Совершенно последнее и самое интересное
Моей дочери сейчас 5 лет. Мне безумно интересно ее «анализировать», у меня есть потребность «воспитывать ребенка максимально правильно», не совершая тех ошибок, что совершали мои родители со мной. И если делать это слепым методом, читая популярную литературу – становится сложно, непонятно, грустно. Если обращаться к детским психологам за советом, можно получить разъяснения и помощь, но для меня это опять «слепой метод», потому что я все равно не все могу понять до конца. ТА со всеми его положениями и описаниями дает мне возможность видеть своего ребенка. Вот в ней Бунтующий Ребенок, вот Адаптивный. А вот уже и Родитель появляется и я то с гордостью, а то с ужасом слышу свои слова и интонации. Иногда появляется нечто Взрослое. А уж игры! Она уже сейчас играет в игры. И хоть заметки на полях ставь в книжке по ТА – настолько все видно и прозрачно. А дальше остается только свою роль вытащить и посмотреть «чем дело кончится» - все уже прописано. И опять таки – шанс появляется что-то менять или что-то фиксировать. Это очень интересно и похоже на «полевую практику». Мое общение с ребенком становится более конструктивным, эффективным, осознанным.
Это про то, что ТА я могу применять не только в работе, но и в жизни. Для меня это про жизнь. Это не сухой набор техник, которые можно использовать в «научных целях» или для карьеры, это – творчество, через которое я расту и развлекаюсь. Это мировоззрение для меня базовое, а что будет дальше – посмотрим.
В ближайшее время я буду писать еще две. руки чешутся, как интересно!
Темы: "Мировоззрение в консультировании" (или что то такое), и "Мой клиентский опыт".
Курсовая работа
Тема: «Школы в консультировании. Трансактный анализ»
Тынц
Тема данной работы – «Почему на данном этапе я выбрала для глубокого изучения именно трансактный анализ». Самое сложное – начать рассказывать и выстроить последовательное логичное объяснение. Я залезла в интернет и нашла очень простое определение этого направления в психологии, которое попробую разобрать «на атомы» и сделаю я это в вольном порядке, не соблюдая строгой последовательности предложений и абзацев в исходном виде определения…
«Краеугольным камнем трансакционного анализа является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго-состояний, четко отличимых одно от другого» Википедия
С чего все начиналось
Когда-то давно, на занятиях по Таро мы (я и другие «студенты») изучали Старший Аркан Равновесие. Нам предлагалось понять эту карту через описание человека, его внутреннего мира. И тогда я впервые узнала о том, что человек оказывается – сложное существо, в котором «живут» какие-то там субличности. Меня это тут же заинтересовало. Для рассмотрения давались «базовые субличности» (с) – Родитель, Ребенок и Взрослый. Уже сейчас я понимаю, что «то прочтение» теории Э.Берна было довольно «авторским». Ребенок и Родитель еще как-то соответствовали в описании первоисточнику, но Взрослый был совершенно «особенным». Он «отвечал» за высшие мотивы человека, за его духовность и движение на пути эволюции. Но, поскольку, в те времена я была еще очень далека от каких-либо «как надо», была «чистым листом», я приняла это за чистую монету. Что меня вдохновило? Раньше, смотря на себя, на человека вообще, я думала – он как темный ящик, в котором столько всего, и надо быть очень мудрым, чтобы хоть немного разобраться в этом! А разобраться безумно хотелось..
Лирическое отступление
Многие люди живут, ничего не зная ни о психологии, ни об эзотерике. И как-то живут! У них случаются проблемы, они страдают и боятся. И мало кто (а если быть честной, то никто), особенно в моем окружении, говорил о необходимости или потребности обратиться за помощью к специалисту по части своих «тараканов». Не принято было, или страшно, или гордость не позволяла. У меня же с самого детства возникали вопросы. Например, мне хотелось многое изменить, а как – не понятно. Хотелось научиться управлять своей жизнью, а каким образом – тоже не известно. Так вот, началом пути в психологию в моей жизни стал именно курс Таро.
Продолжая разговор о субличностях
Тема «внутренних жителей» позволила хоть немного пролить свет на внутреннее устройство человека. Это было потрясающе! Есть от чего оттолкнуться, начать исследование. Примеряя на себя эту теорию, поверив в нее безоговорочно, я стала наблюдать. Оказалось, что я сама действительно как бы «делюсь» на части. В разных ситуациях во мне просыпается то веселый, пугливый, наивный и доверчивый Ребенок. То, внезапно, я становлюсь строгим, циничным, директивным Родителем, буквально слово в слово повторяя своих реальных родителей. Но иногда, что кстати тогда я в себе замечала реже всего, я становилась спокойной и взвешенной, рассудительной и смотрящей глобально, масштабно. По тем объяснениям это был Взрослый. Я стала замечать такое и в других людях. В своих родителях, например, в друзьях, в авторитетах. Да, я стала «навешивать ярлыки», выражаясь «жаргонным языком». «Это твой внутренний Ребенок сейчас хочет мороженного!». «А почему у тебя такой строгий внутренний Родитель?». Появилась безумно увлекательная игрушка!
Если переместиться во времени в настоящее, то сегодня у меня в арсенале огромное количество «игрушек» во внутренних «жителей». Я играюсь в разбор полетов между «внутренним мужчиной и внутренней женщиной», есть у меня «тот, кто зарабатывает деньги» и «тот, кто строит карьеру», есть «внутренний Ангел» и «внутренний Бес». Их так много, что наберется целое государство! Но это меня не пугает. Наоборот, теперь мне еще проще разобраться в себе, начав «общаться» именно с той своей частью, которая «отвечает» за то или иное мое поведение.
Опять отступление. Оправдательное
Я всю дорогу, уже 10 лет, «изобретаю велосипед». С тех пор, как я узнала о субличностях, я не прочла ни одной книги по трансакционному анализу. Первую из них в руки я взяла всего две недели назад. Но я не жалею, потому что в книгах Берна – база, основа. А то, что я «напридумывала» за эти годы – мое личное путешествие, которое я собираюсь продолжать и дальше! Главное, в чем мне помогает сейчас первоисточник – усилить базу, разобраться в основах, укрепить свое мировоззрение.
Так вот..
Играясь в эту теорию, я сделала ряд открытий, «велосипедного характера». Например то, что внутреннее определяет внешнее. Ну, это уже пришло «эзотерическим путем», но это не важно. Главное – я теперь могу осознанно влиять на внешние события путем «наведения порядка» в своем внутреннем мире. Разговаривая со своими «частями», устраивая им разносы или занимаясь творчеством. И это работает как магия! Стоит помирить внутри у себя «мужчину и женщину», снаружи исчерпывается конфликт между мной и моим партнером. Нужно откровенно и честно «поговорить» со своим внутренним «казначеем», чтобы выяснить чего я боюсь и как мне заработать больше денег. И так во всем!
Сама того не замечая, я провела несколько последних лет, анализируя себя и людей «трансактно». Теперь я по крайней мере знаю, как это называется.
Таро в руках трансактного аналитика
Я особенно горжусь тем, что могу использовать эзотерические знания в синтезе с психологией. Я не зря начала рассказ с темы Таро. Когда мы делаем расклады, мы интересуемся своим состоянием, своим будущим или настоящим, отношением к нам разных людей. Но вот, недавно, мне пришла в голову идея. А почему бы не делать расклады не только на людей «во всей их массе», а на отдельные их внутренние части? И получилось совершенно фантастическая техника! Выясняя лучи миссий внутренних Ребенка, Родителя и Взрослого стало гораздо проще понять человека целиком. И клиенту в таком исследовании гораздо интереснее. Но это еще не все. Делая запросы на Таро в плане отношения к нам другого человека, часто сталкиваешься с тем, что ответ очень общий, обо всем сразу. А если спросить: «Как Васин внутренний Мужчина относится к моей внутренней Женщине?», или «Как Васин внутренний Босс относится к моему внутреннему Боссу?». Это безумно увлекательно и я убедилась в том, что огромному количеству людей так становится яснее и понятнее. Многих людей, ничего не знающих о трансактном анализе, очень увлекает такой подход. Он позволяет создать игровую форму, облегчает разбор проблемы, делая процесс интересным!
«Трансакционный анализ представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека — как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими».
Общение – вот что главное!
Рассматривать под лупой человека очень увлекательно. Но до определенного момента. Рано или поздно становится скучно. Лично для меня это происходит потому, что мне интересен человек не в отрыве от общества, а внутри его. Только общение между людьми обладает неисчерпаемой исследовательской ценностью. Вот он, носитель огромного количества частей идет в мир, встречает другого носителя частей.. И начинается самое интересное – общение, диалог, конфликт, война, любовь, притяжение. Столько вариантов! И понять по каким законам происходит общение, каким образом одни люди находят общий язык, а другие постоянно ссорятся – самое для меня главное. Это дает ключ не только к пониманию, но и к счастью.
Ребенок играет и веселится с Ребенком – одна связь. Родитель отчитывает нашалившего Ребенка – другая связь. Взрослый обсуждает рабочие моменты с другим Взрослым – третья. Когда представляешь это в «голове», то все понятно. И перед глазами реальные дети играют в песочнице. А если это не дети, а два взрослых мужика меряются «лопатками»? Или тот же взрослый мужик килограмм сто живого веса «дергает за косичку соседку» по офисному столу? Помимо того, что это настоящее шоу, которое разыгрывается перед глазами каждый день, это еще простор для анализа своей жизни, своих отношений. И начинаешь видеть себя то пятилетней девочкой, которая забирается на табуретку, чтобы прочесть стишок и получить конфетку (кстати неожиданно обнаружить себя в такой «роли», занимаясь преподавательской деятельностью например). Стоишь в пробке и наблюдаешь, как строгий Родитель инспектора ГИББД грозит пальчиком растерянному и стыдящемуся
Ребенку огромного дальнобойщика.
К чему весь этот анализ? Чем он помогает лично мне? Фиксируя то или иное состояние в себе на «эту секунду», внезапно ловя себя на том или ином проявлении появляется шанс задать себе вопрос – а адекватна ли я ситуации? Ведь если я, читая лекцию студентам, вдруг «падаю» в Ребенка и начинаю как в детстве перед отцом стараться «получить пятерку», то мои студенты почти всегда «поднимаются» в позицию Родителя. А поскольку в моей жизни мой реальный отец не то что не хвалит за успехи, но старается получше «завалить» - нетрудно догадаться какая ситуация начинает разворачиваться у меня на уроке. И это не идет на пользу моему статусу, а значит студенты усвоят материал не так как должно, начиная играть со мной в совершенно неприемлемую игру.
Кстати об играх
Отдельным удовольствием, которое дарит мне это направление стало то, что можно сравнить жизнь с театром. Все люди играют роли, все играют пьесы. И объяснять поведение людей становится лично мне проще и веселее. Своим клиентам на консультациях я незаметно для себя много лет я рассказываю о том, в какие игры они играют со своими партнерами, родителями, с самими собой. И это очень гладко ложится на мое мировоззрение, потому что в такой форме легко используется юмор. Я часто сравниваю жизни и ситуации людей с трагедиями и комедиями Шекспира. Облегчая тем самым серьезность отношения людей к самим себе и к своим проблемам. Сейчас, читая литературу, я удивляюсь тому, как много игр уже описано. Они имеют свои названия, свои правила. И теперь это можно использовать «официально», потому что есть такое направление, ссылаясь на которое можно совершенно твердо и уверенно заявить – «Ты играешь в кошки-мышки! А ты какой кот – персидский толстый и ленивый или Кот-Борис, не слезающий с Китикета?» В моей практике консультирования это работает великолепно! Отельным бонусом является то, что большинство описанных игр имеют свои сценарии, а значит можно заранее прогнозировать развитие событий и обратить на это внимание клиента.
Отталкиваясь от теории про игры, можно развиваться в сотне направлений. Например, костюмы и маски. «Жизнь как карнавал» или «твой личный гардероб». И давать задания себе и клиентам на осознанность, придавая их работе с собой игровой момент. Я всегда привожу в примеры истории из анекдотов, сцены из кино или мультфильмов, сравниваю поведение клиентов с поведением знакомых им с детства персонажей. И это всегда понятно, это всегда попадает в точку. Вот еще одна из причин, по которой я в этом направлении «как рыба в воде», мне в нем очень комфортно. И «моим» клиентам тоже. Ну а потом, когда приходит нужный момент, можно говорить о том, куда ведет этот путь. О том, что игры – часть дороги к близости и о том, как к этой близости прийти. Такое, логическое, внятное объяснение движения человека меня устраивает на все сто!
«Ключевой отправной точкой для развития ТА стал психоанализ, однако ТА как модель приобрёл значительно более общий и масштабный характер. Особенность ТА состоит в том, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы крайне несложны и доступны для всеобщего понимания.»
В завершение отмечу еще раз - особо спасибо этому направлению за простоту и доступность. Понять вышеизложенные вещи может любой человек. Мы все с детства смотрим кино, ходим в театр, разыгрываем сцены. Увидеть это ясным взором, осознать и найти в этом удовольствие, а также изменить свою жизнь при необходимости – доступно каждому. А с другой стороны, со стороны аналитика – ТА дает поле для исследований, нагружая приятной работой сознание. Для меня особым кайфом является и процесс анализа своего поведения и своих сценариев жизни (и клиентов), и процесс объяснения этого людям. Это весело, понятно, близко. Каждая консультация получается яркой, запоминающейся, как мне, так и клиенту. Нет особой терминологии, сложных конструкций. Человек не устает от постоянного вникания в суть, а консультант от попыток «перевести на русский». Я конечно сейчас говорю о себе, потому что именно мне легко использовать термины ТА и описывать ситуацию человеку сквозь эти призмы. И каждый, кто узнает о себе такие вещи с успехом может использовать эти знания в бытовой реальности, примеряя их на своих друзей и близких, делясь с ними своими открытиями.
Совершенно последнее и самое интересное
Моей дочери сейчас 5 лет. Мне безумно интересно ее «анализировать», у меня есть потребность «воспитывать ребенка максимально правильно», не совершая тех ошибок, что совершали мои родители со мной. И если делать это слепым методом, читая популярную литературу – становится сложно, непонятно, грустно. Если обращаться к детским психологам за советом, можно получить разъяснения и помощь, но для меня это опять «слепой метод», потому что я все равно не все могу понять до конца. ТА со всеми его положениями и описаниями дает мне возможность видеть своего ребенка. Вот в ней Бунтующий Ребенок, вот Адаптивный. А вот уже и Родитель появляется и я то с гордостью, а то с ужасом слышу свои слова и интонации. Иногда появляется нечто Взрослое. А уж игры! Она уже сейчас играет в игры. И хоть заметки на полях ставь в книжке по ТА – настолько все видно и прозрачно. А дальше остается только свою роль вытащить и посмотреть «чем дело кончится» - все уже прописано. И опять таки – шанс появляется что-то менять или что-то фиксировать. Это очень интересно и похоже на «полевую практику». Мое общение с ребенком становится более конструктивным, эффективным, осознанным.
Это про то, что ТА я могу применять не только в работе, но и в жизни. Для меня это про жизнь. Это не сухой набор техник, которые можно использовать в «научных целях» или для карьеры, это – творчество, через которое я расту и развлекаюсь. Это мировоззрение для меня базовое, а что будет дальше – посмотрим.
В ближайшее время я буду писать еще две. руки чешутся, как интересно!
Темы: "Мировоззрение в консультировании" (или что то такое), и "Мой клиентский опыт".
@темы: размышлизмы, вести с полей, учеба
P.S. Отличная курсовая, человеческая.
Когда-то мне тоже хотелось связать Таро и психологию и кое-что вполне себе получалось, благо к тому есть все условия, но потом мистик во мне умер_)Во мне мистик пока жив, и надеюсь будет жить и дальше. Потому наверное, что мистику не отношу к магии, в бытовом представлении. Это скорее философия, которая очень гладко ложится на психологию. Есть Высшее Я есть Низшее. Высшим Я занимается "мистик", Низшим "психология"))
У меня от гештальта остается ощущение гармонии, хотя я вполне понимаю, как страшно это может выглядеть.
Тем и хорошо большое количество подходов, что каждый может выбрать тот, который больше соответствует его личным качествам_)
Для примера скажу, что мне как клиенту подходит провокативная терапия, краткосрочная позитивная, когнитивная, юнгианство. А вот как терапевт я использую часто ТА, направление "новых решений", сказкотерапию (редко), коучинг, парадоксальное направление, резонансное консультирование.. И конечно, иногда я провоцирую, использую образы, что пересекается с моей клиентской позицией.
Это тема для размышлений, потому я и люблю Юльку Зотову, она дает практические фишки, не останавливаясь долго на теории. И это раскрывает глаза..
сказкотерапию (редко), - Ух! *восхищается* У меня со сказкотерапией вообще глухо - сколько раз думала, что направление классное и люди есть, которым она бы явно подошла, но что-то меня стопорит_(
парадоксальное направление, резонансное консультирование.. - ничего себе, все такое вкусное_) Ты по каждому направлению где-то училась, или некоторые осваивала самостоятельно?
Мне, как терапевту, кроме гештальта системная семейная терапия очень мила, психодрама и телесно-ориентированная терапия.
Парадоксальное опять таки интуитивно пробовала, не зная как это называется. А теперь знаю, читаю потихоньку..
Я вообще самоучка, самотерапия - мой конек, самообучение.. Книги, тренинги, личная терапия. щас вот учиться пошла наконец то, ато понимаешь..
Сказкотерапия.. Для меня она почти с нарративом слепляется. Очень они похожи, на мой взгляд и я отдельные элементы беру, использую. Мировоззрение у меня все равно аналитическое, так что какой бы способ я не взяла, я буду его подгонять. Психодрамку использую, в рамках работы с субличностями например. Системный подход тоже иногда использую, но опять таки в рамках.. расстановки проводила по таро даже. Но не мое вполне, скорее как клиент на расстановки пойду
Про разделение позиций для меня было откровением. Я с тобой типа поделилась просто, не подумай, что я сомневаюсь в тебе!! Просто я сама про себя косяки поняла кое какие. Теперь секу)))
Системный подход мне по роду деятельности хорошо - у нас что не семья, то кладезь всякого и работать с этим в любом случае приходится и много.
не подумай, что я сомневаюсь в тебе!! - нет-нет, я не думаю, а тема и правда очень важная, мне совсем не вредно периодически обращать на нее свое внимание и проверять, все ли в порядке_)