Отрывок главы 4. "Ученье свет? Не все так просто!"
Зачем учиться?
Есть у человека такая потребность и все тут. Как есть потребность дышать, есть, спать. Стремление обучаться, повышать свой уровень, заложено в человеческую природу Создателем. Эволюционирует любое живое существо, не только человек. Но только у нас с Вами есть способность делать это осознанно, следуя индивидуальной программе, ощущая в себе возможность совершать выбор. И опять таки, по закону аналогий, обучение происходит от малого к большому, от «плотного» к «тонкому». Сначала мы учимся взаимодействовать с физическим миром, потом развиваем свои ментальные и эмоциональные способности, и уж затем, духовные. Но важно то, что остановиться, прекратить обучение усилием воли мы не в состоянии. Если только хотим продолжать жить. Если по собственному выбору прекратить дышать, то это в ста процентах случаев заканчивается смертью. Если прекратить обучаться, это в точно таком же проценте ведет к смерти. Просто, может, не так быстро. Но это логично, потому что физическая реальность гораздо ближе к «телу», чем реальность «тонкая». Подобно тому, как в считанные минуты «деградирует» тело, отмирают клетки мозга, за годы, в которые человек ничему не учится, отмирают «клетки души», останавливается «кровоток сознания».
Это не значит, что человеку нужно заставлять себя постоянно штудировать книги и принуждать себя к «урокам». Нежелание обучаться, лень и апатия, гнев и усталость возникают тогда, когда человек учится не тому или не у тех учителей. Мудрость и интуиция - те качества, которые позволяют нам чувствовать верное направление, выбирать то учение, которое нам полезно. И если мы в нужном «классе», если выбрали того «учителя», обучение приносит радость, идет легко. Это первое, от чего зависит получение «высоких баллов» - выбирать правильное для себя место и правильных для себя учителей.
Приведу пример из жизни. Я, как и все люди, в детстве училась в средней школе. В той же школе обучался и мой родной брат. Наша разница в возрасте позволяла нам почти на всем протяжении школьных лет быть вместе. То, что это происходило в разных классах, под руководством разных учителей, позволяет мне привести сейчас этот пример. Так вот, все 10 лет я училась успешно, а мой брат «еле дотянул» до выпускного класса. В моем аттестате нет троек, а ему «всем миром» наскребли этих троек, чтобы аттестат вообще был им получен. В чем причина? Не в том, что я умна, а он глуп. Мы росли в одной семье, воспитывались одинаковыми методами, имели доступ к одним и тем же книгам. Дело в том, что с самого первого класса нам по разному «повезло» с учителями. Моя первая учительница была женщиной, которая действительно любила детей, очень хотела их обучать, искренне делилась своими знаниями. Первая учительница моего брата была женщиной озлобленной, нетерпимой, применяла довольно жестокие методы во время уроков вроде повышения голоса и применения указки в качестве устрашения. Конечно, это звучит дико, но то, что этого человека, мягко говоря, не любили ученики и их родители, было очевидным фактом, который все равно долгое время не мог изменить ситуацию. С первых дней мне было интересно и весело, а моему брату было страшно и скучно. «Правильный учитель» в моем случае помог мне увидеть процесс обучения с лучшей стороны, обозначил для меня его ценность. «Неправильный учитель» показал моему брату, что учиться опасно и трудно, оставив осадок на всю жизнь. Дальше, мне повезло снова. Это не удивительно, ведь «нужная» база была заложена с самого начала. Мой классный руководитель на оставшиеся семь школьных лет стал для меня другом, авторитетом, помощником. Он вдохновлял на творчество, помогал исправлять ошибки, не осуждал за них, что очень сильно повлияло на мою самооценку. Надо ли говорить о том, что моему брату так не повезло, такого учителя он не встретил до сих пор. Конечно, человек всегда обладает способностью выправиться, осознать свой опыт и помочь себе встать на «верный» путь. И то, что кому-то «повезло» с первыми учителями, а кому-то нет, не оправдывает последних, если они всю жизнь так и учатся – потакая лени и опасаясь. Но я считаю роль Учителя в жизни человека очень важной, определяющей его движение. Потому что, помимо неспособности и нежелания учиться, мой брат приобрел «знание» как учить. Когда его жизненный опыт достигает точки, из которой он испытывает потребность начать обучать других людей, он будет делать это так, как его тому «научили». Повышая голос, вызывая страх, подавляя своей волей другого человека, проявляя жестокость и нетерпимость. Что и происходит в реальности.